Главная » Статьи » Публикации и статьи про мокуме

Цвет золота
      Как бы стремительно не менялась мода, всегда будет нечто незыблемое, постоянное, базовое, что остается с модницей навсегда. В ювелирной моде этот принцип не только применим, но и частенько преувеличен (в хорошем смысле, естественно). Ибо, чем бы женщина ни украшала себя в угоду вечно меняющимся тенденциям, как быстро бы она ни мчалась, увлекаемая новыми веяниями, она всегда знает, что может остановиться и вернуться именно к тому, что без всяких сомнений будет ей к лицу – к ювелирным изделиям из драгоценных металлов. И остаться при этом неотразимо модной.
      Итак, незыблемое в ювелирной моде это, безусловно, золото. Старое, доброе, благородное золото. И вовсе не презренный металл, не мертвая классика, а must-have любой уважающей себя модницы. И так же, как и платьице Коко Шанель, которое, оставаясь всегда маленьким и черным, вечно меняется, и ювелирное золото, не теряя своего благородства, способно предстать в совершенно невероятном облике.
      А поскольку одним из главных ювелирных трендов 2012 года являются эксклюзивные и необычные ювелирные изделия, то, чтобы, образно выражаясь, не отстать от поезда модных тенденций, мы и поговорим в настоящей статье о том, каким необычным и нестандартным может быть наш любимый металл в ювелирной практике.
      Начнем с того, что в ряду всех драгоценных металлов только золото имеет красивый и яркий желтый цвет. Остальные - серебро, платина, родий, палладий, рутений, осмий и иридий - белые или серебристо-серые.
      Роскошный солнечный оттенок, прекрасный блеск и стойкость к химическим воздействиям, безусловно, являются достоинствами золота, однако в чистом виде этот драгоценный металл к использованию в ювелирной практике не пригоден. Чистое золото до чрезвычайности пластично и мягко, причем настолько, что его можно с легкостью деформировать, разрезать ножом и даже просто процарапать ногтем. Склонность к быстрой деформации корректируется очень просто – в ювелирном деле применяется не чистое золото, а золото в сплаве с другими металлами, в том числе и благородными (лигатурами). Ювелирный сплав, благодаря лигатурам, приобретает новые качества, в то же время сохраняя все достоинства химически чистого золота, а изготовленные украшения - прочность, износостойкость и долговечность. К тому же, стоимость изделия уменьшается.
      Содержание золота в сплаве регламентируется пробой. В настоящее время в мире наиболее распространены две системы проб – метрическая и каратная (вообще-то их три, но третья система – золотниковая – на сегодняшний день не используется). Метрическая система – самая точная. В ней принято выражение пробы количеством граммов золота на килограмм сплава. Например, всем известная 585 проба означает, что в 1000 граммах ювелирного сплава содержится 585 граммов чистого золота, а остальные 415 граммов – это лигатуры. Метрическая система в ходу в России, странах СНГ, в Австрии, Германии и Швейцарии. В каратной системе, которая используется в Великобритании, Америке, Китае, Индии, в странах Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, за высшую пробу берутся 24 карата (1 карат равен 9,744 граммам). Например, 18-каратная проба означает, что в 24 частях сплава содержится 18 частей золота, а остальные 6 частей составляют лигатуры.
      В России и Украине определено нормами для использования около сорока золотых сплавов восемнадцати разных проб. Каждый сплав имеет свое назначение. Из всего этого разнообразия в ювелирном деле используются 375, 500, 585, 750, 958, 999,9 пробы и особая, 960, для сусального золота. Причем, следует оговорить особо, что от пробы, то есть, от содержания собственно золота, такая характеристика ювелирного сплава, как цвет, не зависит. Изделия с различной пробой могут иметь один и тот же цвет и наоборот, изделия с одной и той же пробой могут иметь разный цвет. Цветовые оттенки ювелирного золота зависят исключительно от состава легирующих добавок. Вот о цвете поговорим более подробно и обстоятельно.
      Дающими цветовые нюансы лигатурами могут быть такие металлы, как платина, цинк, палладий, медь, никель, кадмий, а так же иридий, родий, хром и многие другие.
      Все современные золотые ювелирные сплавы по цветовым оттенкам можно разделить на три большие категории – традиционные, нетрадиционные и экзотические.

Традиционные золотые ювелирные сплавы
Желтое золото

     Самое высокопробное золото – 999,9 пробы – в среде профессионалов носит название «четыре девятки». Оно имеет чистый ярко-желтый оттенок солнечного света и используется как база для ювелирных сплавов и изготовления сусального золота, для гальванических («зеркальных») покрытий, а также в электронной и химической промышленности.
       В сплаве с серебром и медью золото также приобретает желтый цвет. Например, так называемое «обручальное» золото 958 пробы имеет точно такой же оттенок, что и у «четырех девяток». Чуть более «холодный» желтый цвет имеет золото 750 пробы за счет увеличения доли лигатурного серебра до 17%, более «теплый» желтый – у сплава 585 пробы с содержанием серебра 28% и меди 13,5%. Яично-желтый цвет имеет золото 585 пробы с самой большой долей медной лигатуры – 22,75%. Лимонное золото также имеет 585 пробу, но вот цвет его бледный, желтовато-зеленый за счет самого большого содержания серебряной лигатуры – 38,25%.
 Желтовато-зеленый оттенок ювелирному золоту может придавать и цинк. Ярко-желтое низкопробное золото 375 пробы помимо серебра и меди содержит и около 4% палладия. 

Белое золото

      Превосходные, красивейшие, серебристые ювелирные сплавы под названием «белое золото» обладают, помимо бесспорной красоты, еще и чисто утилитарными свойствами. В готовых изделиях белое золото выгодно подчеркивает, прежде всего, красоту чистых бриллиантов, в том числе и цветных, а также драгоценных камней холодных окрасок. Оно химически нейтральное, очень стойкое, не подвержено пагубному воздействию атмосферных явлений.
      В целом все белые ювелирные сплавы могут быть разделены на две большие группы: золотые сплавы с неблагородными легирующими добавками и с благородными. В качестве неблагородных лигатур выступают, как правило, цинк, никель или кадмий. В качестве примера можно привести белое золото 585 пробы с добавлением 17% никеля, 8,5% цинка и 16% меди. Или белое золото 750 пробы с долей серебра около 10% и совокупной долей никеля и цинка в 15%. Такое белое золото имеет только одно положительное качество – дешевизну. Во всем другом оно совершенно не выдерживает критики. Оттенок его не чистый и холодный, серебристый, а кремоватый, к тому же, со временем, под действием внешних факторов, оно желтеет. Поэтому изделия из «никелевого» белого золота требуют в целях защиты либо особого ухода, либо своевременного дополнительного белого родирования. К тому же никель и кадмий могут вызывать аллергические реакции и провоцировать кожные заболевания, поэтому в настоящее время подобные ювелирные сплавы используются редко.

      Благородными лигатурами для получения белого золота служат платина и палладий, а также обязательно серебро. Это дорогие, красивые, прочные ювелирные сплавы чистого серебристо-белого оттенка с зеркальным блеском, гипоаллергенные и безопасные для здоровья.
      Платина – великолепный по своим свойствам металл – придает золотому сплаву высокую твердость, прочность и тугоплавкость. К тому же, среди прочих драгоценных металлов благородная платина – рекордсмен по «отбеливанию». Чем выше содержание ее в ювелирном золоте, тем белее оттенок сплава, причем, для производства «платинового» белого золота достаточно всего 8% платины в лигатуре. Ювелирный сплав золота с платиной нечасто применяется в ювелирном деле по причине своей крайней дороговизны. Бывает, что стоимость незначительного количества платиновой лигатуры превышает стоимость всей доли золота в сплаве. Поэтому использование «платинового» белого золота ограничивается лишь исключительными случаями, когда требуется изготовить оправы для крупных бриллиантов. В этом случае используется белое золото 750 пробы с содержанием в сплаве платины около 8,5-9,5%.
      Сплавы с палладием имеют схожие свойства, однако, они намного дешевле. Многокомпонентное «палладиевое» белое золото 585 пробы содержит 25% серебра и 16,5% палладия, или 28,2% серебра, до 10,5% палладия и около 3,5% цинка или кадмия. Более многочисленны виды белого золота 750 пробы, которые могут содержать, к примеру, около 10% серебра и 15% палладия, либо около 9% серебра, 14% палладия и 2% никеля, либо около 9% серебра, 8,5% палладия и общую долю в 7,5% никеля и кадмия, либо 7% серебра, 14% палладия и 4% никеля. 

Красное золото


      Этот класс ювелирных сплавов в течение очень долгого времени остается излюбленным материалом для изготовления недорогих, красивых и практичных украшений. Несмотря на чрезвычайно богатый с точки зрения цветовой палитры ассортимент золотых изделий, предлагаемых современной ювелирной промышленностью, красное золото по-прежнему очень популярно. 
Красный цвет разнообразных оттенков – от розового до ярко-красного - золоту придает медь. Чем больший процент ее присутствует в сплаве, тем насыщенней красный тон. Уже при содержании 14,6% меди золото приобретает характерный традиционно-красный цвет, совершенно несправедливо называемый в обиходе «самоварным». Однако при этом ухудшаются антикоррозийные свойства, поэтому в красные ювелирные сплавы добавляют другую, «нейтрализующую» лигатуру – серебро, которое, к тому же, исправляет еще один недостаток красного золота, а именно, тусклость, и придает ему зеркальный блеск.
      Красное золото бывает двух видов. Это, прежде всего, два очень дешевых красных сплава 375 пробы с содержанием 53% меди и 9,5% серебра или 47% меди и 15,5% серебра. Помимо низкой стоимости у такого красного золота мало достоинств - оно нестойко к воздействию внешних факторов, быстро тускнеет и темнеет под воздействием воздуха, влаги, выхлопных газов, домашней химии, косметики и парфюмерии. 
Поэтому в ювелирной практике оно используется не массово, а весьма ограниченно – для производства дешевых обручальных колец.
      А вот широчайшее применение в ювелирном производстве нашли более качественные, прочные, долговечные, красивые, блестящие, стойкие к воздействиям окружающей среды сплавы 585 пробы - так называемое червленое золото. Его не следует путать с червонным золотом – мягким, тусклым, склонным к деформациям и потере полировки, сплавом 900 пробы, красивого ярко-желтого цвета, который сейчас не используется вовсе (а вот в дореволюционной России червонное золото очень даже жаловали, изготавливая из него массивные, до 8 граммов весом, обручальные кольца). Червленое золото 585 пробы может быть красным, с 7,5% серебра и 34% меди, или розовым, с содержанием 9% серебра и 32,5% меди.

Нетрадиционные золотые ювелирные сплавы
Зеленое золото

      Самый простой способ получить зеленое золото – соединить его с серебром, причем, чем больший процент серебра будет в сплаве, тем светлее будет оттенок зеленого цвета – от желто-зеленого через чистый желтый цвет до белого. Например, сплав золота 585 пробы с содержанием приблизительно 42%, серебра имеет явно выраженный зелёный цвет. Более красивый зеленый оттенок имеет золото 750 пробы с 25% серебра. Следует отметить, что зеленое золото было известно с древнейших времен, однако, несмотря на исключительные достоинства, оно оказалось незаслуженно позабыто.

Оранжевое золото

      Это группа весьма оригинальных ювелирных сплавов, прекрасно подходящих как для изготовления изделий с драгоценными вставками, так и без оных. В нашей стране имеют хождение три разновидности подобных ювелирных сплавов. Все они имеют низкое содержание золота (375 пробу), однако не теряют от этого своей прелести. Золото чистого оранжевого оттенка содержит 53% серебра и около 13% меди, розово-оранжевое золото – 37,5% меди и 25% серебра, а желтовато-оранжевое – 10% палладия, а остальное – поровну медь и серебро. 37,5% меди и 25% серебра, а желтовато-оранжевое – 10% палладия, а остальное – поровну медь и серебро. 37,5% меди и 25% серебра, а желтовато-оранжевое 

Коричневое золото

      Это крайне модное поветрие, пришедшее из Италии, набрало значительную силу в нулевых годах и продолжает завоевывать популярность, особенно в гармоничных сочетаниях с бриллиантами и жемчугами теплых нежных тонов. Характерный шоколадный оттенок в этой разновидности ювелирного сплава достигается соединением золота с медью и со сложной последующей многократной химической обработкой. Золото в этом случае может быть использовано двух стандартных проб - либо 585, либо 750 пробы, для получения соответственно, темно- и светло-коричневых тонов сплава.

Черное или черненое золото

      Черное золото – на самом деле триумф сложной ювелирной технологии. Но подобные технологические затраты окупаются качеством конечного продукта, ибо характеристики этих ювелирных сплавов выше всяких похвал. Более того, черненое золото необыкновенно красиво и особенно эффектно выглядит в изделиях с бриллиантами. Цвет его может варьироваться от темно-серого, через оттенок черной икры до густо-черного. Получают такое золото несколькими различными способами, например, сплавляют 750 частей чистого золота с 150 частями кобальта и 100 частями хрома, а затем подвергают высокотемпературному окислению при 700-950 градусах Цельсия. Исходное золото может быть также обработано аморфным углеродом, в этом случае образуется своеобразная тончайшая матовая черная оболочка. Еще один способ – так называемое черное родирование. Родий – драгоценный металл, благодаря своей твердости и большому коэффициенту отражения позволяющий создавать так называемые ювелирные зеркала – сверхблестящие поверхности. Для получения черненого золота изделия покрывают тончайшим родиевым «зеркалом» прибегая к гальваническому методу. Вместо родия может быть использован и рутений.
       Нетрадиционные ювелирные сплавы, к сожалению, пока не столь широко распространены, как классические красные, белые и желтые, прежде всего из-за своей излишней «эксклюзивности» и вытекающей из этого дороговизны. Однако, красота и свойства зеленого, оранжевого, коричневого и черненого золота настолько превосходны, что, без всякого сомнения, рано или поздно, изделия из них пополнят ассортимент ювелирных магазинов и составят достойную конкуренцию традиционным украшениям.  

Экзотические золотые ювелирные сплавы


      Экзотические золотые сплавы являются по сути дела металлидами. Металлид - это даже не столько сплав, сколько химическое соединение двух металлов; в ювелирном деле принято, что в металлидах один из металлов – непременно золото. А металл-компаньон (это может быть калий, родий, иридий, хром, цинк, палладий, алюминий, рубидий, железо и прочие) изменяет свойства золота и окрашивает его в самые невероятные цвета. Все металлиды производятся на базе золота 750 пробы.
      Итак, именно лигатуры в экзотических золотых ювелирных сплавах отвечают за цветовую гамму. Самый распространенный оттенок – зеленый. Зеленое золото можно получить несколькими способами. Например, в сплаве с калием оно приобретает оливково-зеленый цвет, а с рубидием – темно-зеленый. Голубое золото – это сплав золота с индием, синее – трехкомпонентный сплав золота, железа и хрома. Фиолетовый, аметистовый, пурпурный или рубиново-красный тона золоту придает алюминий в различных процентных составах. Фиолетовое золото может дать, как и в случае зеленого золота, калий, но присутствующий уже в другом количестве. Фиолетовый золотой сплав состоит из 75% золота, палладия и алюминия.

      К сожалению, экзотическое цветное золото, хотя и безумно красиво, вовсе не предназначено для того, чтобы использовать его непосредственно для изготовления ювелирных украшений. Дело в том, что подавляющее большинство металлидов не отличаются прочностью – они либо чрезвычайно хрупки, либо чрезмерно пластичны. Поэтому их используют исключительно для декора – из цветного золота, как правило, выполняются драгоценные вставки в украшения.
Категория: Публикации и статьи про мокуме | Добавил: uniservice1 (2012-08-05)
Просмотров: 3846 | Теги: сплавы, желтое, коричневое, цвет, красное, ювелирные, зеленое, лимонное, Розовое, золота | Рейтинг: 5.0/5
Нравится