Как
бы стремительно не менялась мода, всегда будет нечто незыблемое, постоянное,
базовое, что остается с модницей навсегда. В ювелирной моде этот принцип не
только применим, но и частенько преувеличен (в хорошем смысле, естественно).
Ибо, чем бы женщина ни украшала себя в угоду вечно меняющимся тенденциям, как
быстро бы она ни мчалась, увлекаемая новыми веяниями, она всегда знает, что
может остановиться и вернуться именно к тому, что без всяких сомнений будет ей
к лицу – к ювелирным изделиям из драгоценных металлов. И остаться при этом
неотразимо модной.
Итак, незыблемое в ювелирной моде это,
безусловно, золото. Старое, доброе, благородное
золото. И вовсе не презренный металл, не мертвая классика, а must-have любой
уважающей себя модницы. И так же, как и платьице Коко Шанель, которое,
оставаясь всегда маленьким и черным, вечно меняется, и ювелирное золото, не теряя
своего благородства, способно предстать в совершенно невероятном облике.
А поскольку одним из главных ювелирных
трендов 2012 года являются эксклюзивные и необычные ювелирные изделия, то,
чтобы, образно выражаясь, не отстать от поезда модных тенденций, мы и поговорим
в настоящей статье о том, каким необычным и нестандартным может быть наш
любимый металл в ювелирной практике.
Начнем с того, что в ряду всех драгоценных
металлов только золото имеет красивый и яркий желтый цвет. Остальные - серебро,
платина, родий, палладий, рутений, осмий и иридий - белые или серебристо-серые.
Роскошный
солнечный оттенок, прекрасный блеск и стойкость к химическим воздействиям,
безусловно, являются достоинствами золота, однако в чистом виде этот
драгоценный металл к использованию в ювелирной практике не пригоден. Чистое
золото до чрезвычайности пластично и мягко, причем настолько, что его можно с
легкостью деформировать, разрезать ножом и даже просто процарапать ногтем.
Склонность к быстрой деформации корректируется очень просто – в ювелирном деле
применяется не чистое золото, а золото в сплаве с другими металлами, в том
числе и благородными (лигатурами). Ювелирный сплав, благодаря лигатурам,
приобретает новые качества, в то же время сохраняя все достоинства химически
чистого золота, а изготовленные украшения - прочность, износостойкость и
долговечность. К тому же, стоимость изделия уменьшается.
Содержание
золота в сплаве регламентируется пробой. В настоящее время в мире наиболее
распространены две системы проб – метрическая и каратная (вообще-то их три, но третья
система – золотниковая – на сегодняшний день не используется). Метрическая
система – самая точная. В ней принято выражение пробы количеством граммов
золота на килограмм сплава. Например, всем известная 585 проба означает, что в
1000 граммах ювелирного сплава содержится 585 граммов чистого золота, а
остальные 415 граммов – это лигатуры. Метрическая система в ходу в России,
странах СНГ, в Австрии, Германии и Швейцарии. В каратной системе, которая
используется в Великобритании, Америке, Китае, Индии, в странах Юго-Восточной
Азии и на Ближнем Востоке, за высшую пробу берутся 24 карата (1 карат равен
9,744 граммам). Например, 18-каратная проба означает, что в 24 частях сплава
содержится 18 частей золота, а остальные 6 частей составляют лигатуры.
В России и Украине определено нормами для
использования около сорока золотых сплавов восемнадцати разных проб. Каждый
сплав имеет свое назначение. Из всего этого разнообразия в ювелирном деле
используются 375, 500, 585, 750, 958, 999,9 пробы и особая, 960, для сусального
золота. Причем, следует оговорить особо, что от пробы, то есть, от содержания
собственно золота, такая характеристика ювелирного сплава, как цвет, не
зависит. Изделия с различной пробой могут иметь один и тот же цвет и наоборот,
изделия с одной и той же пробой могут иметь разный цвет. Цветовые оттенки
ювелирного золота зависят исключительно от состава легирующих добавок. Вот о
цвете поговорим более подробно и обстоятельно.
Дающими цветовые нюансы лигатурами могут
быть такие металлы, как платина, цинк, палладий, медь, никель, кадмий, а так же
иридий, родий, хром и многие другие.
Все современные золотые ювелирные сплавы по
цветовым оттенкам можно разделить на три большие категории – традиционные, нетрадиционные и экзотические.
Традиционные золотые ювелирные сплавы Желтое золото
Самое
высокопробное золото – 999,9 пробы – в среде профессионалов носит название
«четыре девятки». Оно имеет чистый ярко-желтый оттенок солнечного света и
используется как база для ювелирных сплавов и изготовления сусального золота,
для гальванических («зеркальных») покрытий, а также в электронной и химической
промышленности.
В сплаве с серебром и медью золото также приобретает
желтый цвет. Например, так называемое «обручальное» золото 958 пробы имеет
точно такой же оттенок, что и у «четырех девяток». Чуть более «холодный» желтый
цвет имеет золото 750 пробы за счет увеличения доли лигатурного серебра до 17%,
более «теплый» желтый – у сплава 585 пробы с содержанием серебра 28% и меди
13,5%. Яично-желтый цвет имеет золото 585 пробы с самой большой долей медной
лигатуры – 22,75%. Лимонное золото также имеет 585 пробу, но вот цвет его
бледный, желтовато-зеленый за счет самого большого содержания серебряной
лигатуры – 38,25%. Желтовато-зеленый оттенок ювелирному
золоту может придавать и цинк. Ярко-желтое низкопробное золото 375 пробы помимо
серебра и меди содержит и около 4% палладия.
Белое золото
Превосходные,
красивейшие, серебристые ювелирные сплавы под названием «белое золото»
обладают, помимо бесспорной красоты, еще и чисто утилитарными свойствами. В
готовых изделиях белое золото выгодно подчеркивает, прежде всего, красоту
чистых бриллиантов, в том числе и цветных, а также драгоценных камней холодных
окрасок. Оно химически нейтральное, очень стойкое, не подвержено пагубному
воздействию атмосферных явлений.
В целом все белые ювелирные сплавы могут
быть разделены на две большие группы: золотые сплавы с неблагородными
легирующими добавками и с благородными. В качестве неблагородных лигатур
выступают, как правило, цинк, никель или кадмий. В качестве примера можно
привести белое золото 585 пробы с добавлением 17% никеля, 8,5% цинка и 16%
меди. Или белое золото 750 пробы с долей серебра около 10% и совокупной долей
никеля и цинка в 15%. Такое белое золото имеет только одно положительное
качество – дешевизну. Во всем другом оно совершенно не выдерживает критики.
Оттенок его не чистый и холодный, серебристый, а кремоватый, к тому же, со
временем, под действием внешних факторов, оно желтеет. Поэтому изделия из
«никелевого» белого золота требуют в целях защиты либо особого ухода, либо
своевременного дополнительного белого родирования. К тому же никель и кадмий
могут вызывать аллергические реакции и провоцировать кожные заболевания,
поэтому в настоящее время подобные ювелирные сплавы используются редко.
Благородными лигатурами для получения
белого золота служат платина и палладий, а также обязательно серебро. Это
дорогие, красивые, прочные ювелирные сплавы чистого серебристо-белого оттенка с
зеркальным блеском, гипоаллергенные и безопасные для здоровья.
Платина – великолепный по своим свойствам
металл – придает золотому сплаву высокую твердость, прочность и тугоплавкость.
К тому же, среди прочих драгоценных металлов благородная платина – рекордсмен
по «отбеливанию». Чем выше содержание ее в ювелирном золоте, тем белее оттенок
сплава, причем, для производства «платинового» белого золота достаточно всего
8% платины в лигатуре. Ювелирный сплав золота с платиной нечасто применяется в
ювелирном деле по причине своей крайней дороговизны. Бывает, что стоимость
незначительного количества платиновой лигатуры превышает стоимость всей доли
золота в сплаве. Поэтому использование «платинового» белого золота
ограничивается лишь исключительными случаями, когда требуется изготовить оправы
для крупных бриллиантов. В этом случае используется белое золото 750 пробы с
содержанием в сплаве платины около 8,5-9,5%.
Сплавы с палладием имеют схожие свойства,
однако, они намного дешевле. Многокомпонентное «палладиевое» белое золото 585
пробы содержит 25% серебра и 16,5% палладия, или 28,2% серебра, до 10,5%
палладия и около 3,5% цинка или кадмия. Более многочисленны виды белого золота
750 пробы, которые могут содержать, к примеру, около 10% серебра и 15%
палладия, либо около 9% серебра, 14% палладия и 2% никеля, либо около 9%
серебра, 8,5% палладия и общую долю в 7,5% никеля и кадмия, либо 7% серебра,
14% палладия и 4% никеля.
Красное золото
Этот класс
ювелирных сплавов в течение очень долгого времени остается излюбленным
материалом для изготовления недорогих, красивых и практичных украшений.
Несмотря на чрезвычайно богатый с точки зрения цветовой палитры ассортимент
золотых изделий, предлагаемых современной ювелирной промышленностью, красное
золото по-прежнему очень популярно.
Красный цвет разнообразных оттенков – от розового до ярко-красного - золоту
придает медь. Чем больший процент ее присутствует в сплаве, тем насыщенней
красный тон. Уже при содержании 14,6% меди золото приобретает характерный
традиционно-красный цвет, совершенно несправедливо называемый в обиходе
«самоварным». Однако при этом ухудшаются антикоррозийные свойства, поэтому в
красные ювелирные сплавы добавляют другую, «нейтрализующую» лигатуру – серебро,
которое, к тому же, исправляет еще один недостаток красного золота, а именно,
тусклость, и придает ему зеркальный блеск.
Красное золото бывает двух видов. Это,
прежде всего, два очень дешевых красных сплава 375 пробы с содержанием 53% меди
и 9,5% серебра или 47% меди и 15,5% серебра. Помимо низкой стоимости у такого
красного золота мало достоинств - оно нестойко к воздействию внешних факторов,
быстро тускнеет и темнеет под воздействием воздуха, влаги, выхлопных газов,
домашней химии, косметики и парфюмерии. Поэтому в ювелирной практике оно используется не
массово, а весьма ограниченно – для производства дешевых обручальных колец.
А вот широчайшее применение в ювелирном
производстве нашли более качественные, прочные, долговечные, красивые,
блестящие, стойкие к воздействиям окружающей среды сплавы 585 пробы - так
называемое червленое золото. Его не следует путать с червонным золотом –
мягким, тусклым, склонным к деформациям и потере полировки, сплавом 900 пробы,
красивого ярко-желтого цвета, который сейчас не используется вовсе (а вот в
дореволюционной России червонное золото очень даже жаловали, изготавливая из
него массивные, до 8 граммов весом, обручальные кольца). Червленое золото 585
пробы может быть красным, с 7,5% серебра и 34% меди, или розовым, с содержанием
9% серебра и 32,5% меди.
Нетрадиционные золотые ювелирные сплавы Зеленое золото
Самый простой способ получить зеленое
золото – соединить его с серебром, причем, чем больший процент серебра будет в
сплаве, тем светлее будет оттенок зеленого цвета – от желто-зеленого через
чистый желтый цвет до белого. Например, сплав золота 585 пробы с содержанием приблизительно
42%, серебра имеет явно выраженный зелёный цвет. Более красивый зеленый оттенок
имеет золото 750 пробы с 25% серебра. Следует отметить, что зеленое золото было
известно с древнейших времен, однако, несмотря на исключительные достоинства,
оно оказалось незаслуженно позабыто.
Оранжевое золото
Это группа весьма
оригинальных ювелирных сплавов, прекрасно подходящих как для изготовления
изделий с драгоценными вставками, так и без оных. В нашей стране имеют хождение
три разновидности подобных ювелирных сплавов. Все они имеют низкое содержание
золота (375 пробу), однако не теряют от этого своей прелести. Золото чистого
оранжевого оттенка содержит 53% серебра и около 13% меди, розово-оранжевое
золото – 37,5% меди и 25% серебра, а желтовато-оранжевое – 10% палладия, а
остальное – поровну медь и серебро. 37,5% меди и 25% серебра, а
желтовато-оранжевое – 10% палладия, а остальное – поровну медь и серебро. 37,5%
меди и 25% серебра, а желтовато-оранжевое
Коричневое золото
Это крайне модное поветрие, пришедшее из
Италии, набрало значительную силу в нулевых годах и продолжает завоевывать
популярность, особенно в гармоничных сочетаниях с бриллиантами и жемчугами
теплых нежных тонов. Характерный шоколадный оттенок в этой разновидности
ювелирного сплава достигается соединением золота с медью и со сложной
последующей многократной химической обработкой. Золото в этом случае может быть
использовано двух стандартных проб - либо 585, либо 750 пробы, для получения
соответственно, темно- и светло-коричневых тонов сплава.
Черное или черненое золото
Черное золото – на самом деле триумф
сложной ювелирной технологии. Но подобные технологические затраты окупаются
качеством конечного продукта, ибо характеристики этих ювелирных сплавов выше
всяких похвал. Более того, черненое золото необыкновенно красиво и особенно
эффектно выглядит в изделиях с бриллиантами. Цвет его может варьироваться от
темно-серого, через оттенок черной икры до густо-черного. Получают такое золото
несколькими различными способами, например, сплавляют 750 частей чистого золота
с 150 частями кобальта и 100 частями хрома, а затем подвергают
высокотемпературному окислению при 700-950 градусах Цельсия. Исходное золото
может быть также обработано аморфным углеродом, в этом случае образуется
своеобразная тончайшая матовая черная оболочка. Еще один способ – так
называемое черное родирование. Родий – драгоценный металл, благодаря своей
твердости и большому коэффициенту отражения позволяющий создавать так
называемые ювелирные зеркала – сверхблестящие поверхности. Для получения
черненого золота изделия покрывают тончайшим родиевым «зеркалом» прибегая к
гальваническому методу. Вместо родия может быть использован и рутений.
Нетрадиционные ювелирные сплавы, к сожалению, пока
не столь широко распространены, как классические красные, белые и желтые,
прежде всего из-за своей излишней «эксклюзивности» и вытекающей из этого
дороговизны. Однако, красота и свойства зеленого, оранжевого, коричневого и
черненого золота настолько превосходны, что, без всякого сомнения, рано или
поздно, изделия из них пополнят ассортимент ювелирных магазинов и составят
достойную конкуренцию традиционным украшениям.
Экзотические
золотые ювелирные сплавы
Экзотические золотые сплавы являются
по сути дела металлидами. Металлид - это даже не столько сплав, сколько
химическое соединение двух металлов; в ювелирном деле принято, что в металлидах
один из металлов – непременно золото. А металл-компаньон (это может быть калий,
родий, иридий, хром, цинк, палладий, алюминий, рубидий, железо и прочие)
изменяет свойства золота и окрашивает его в самые невероятные цвета. Все
металлиды производятся на базе золота 750 пробы.
Итак, именно лигатуры в экзотических
золотых ювелирных сплавах отвечают за цветовую гамму. Самый распространенный
оттенок – зеленый. Зеленое золото можно получить несколькими способами.
Например, в сплаве с калием оно приобретает оливково-зеленый цвет, а с рубидием
– темно-зеленый. Голубое золото – это сплав золота с индием, синее –
трехкомпонентный сплав золота, железа и хрома. Фиолетовый, аметистовый,
пурпурный или рубиново-красный тона золоту придает алюминий в различных
процентных составах. Фиолетовое золото может дать, как и в случае зеленого
золота, калий, но присутствующий уже в другом количестве. Фиолетовый золотой сплав состоит из 75% золота, палладия и алюминия.
К сожалению, экзотическое цветное золото,
хотя и безумно красиво, вовсе не предназначено для того, чтобы использовать его
непосредственно для изготовления ювелирных украшений. Дело в том, что
подавляющее большинство металлидов не отличаются прочностью – они либо
чрезвычайно хрупки, либо чрезмерно пластичны. Поэтому их используют
исключительно для декора – из цветного золота, как правило, выполняются
драгоценные вставки в украшения.
|