Главная » Статьи » Публикации и статьи про мокуме

Мокуме Гане история, конец 17 века — середина 20 века

В феодальной Японии меч был одним из основных металлических изделий. Самые лучшие и опытные мастера создавали такие мечи и снаряжение к ним, но открытие новой техники украшения оружия, несомненно, принадлежит Денбею Шоами (1651-1728), кузнецу из префектуры Акита.

Первое изделие Шоами представляло собой листы меди и шакудо (так в Японии назывался сплав меди и золота, последнее могло составлять от 2.5% до 4%). Листы меди и шакудо накладывались слоями, образуя тсуба (чашку меча), которая была сплющенной по краям и украшенной резными узорами.Шоами также научился добиваться эффекта куири-бори, схожего с китайской и японской техникой лакирования. Эта техника представляла собой параллельное и перемежающееся наложение черного и красного лакирования. На ручке шпаги вырезались желобки и узоры, которые обнажали внутреннее переплетение двухцветного лакирования. Шоами постепенно научился разглаживать гравировку и воссоздавать на поверхности пластинчатой массы узоры, схожие с текстурой древесины

Вероятно, именно Шоами разработал технику мокуме Гане (mokume gane), пытаясь еще больше украсить и усовершенствовать создаваемые им мечи. Он применил традиционную технику кузнечной сварки по цветным металлам. Свидетельством тому – множество шпажных ручек в стиле мокуме-гане и других металлических предметов, украшенных рисунком, схожим с рисунком на клинках мечей. Свои знания Шоами передал и другим мастерам кузнечного дела, которые создали множество неповторимых мокуме Гане (mokume gane) тсуба и всевозможные аксессуары к ним. Даже сегодня можно встретить целые коллекции предметов, выполненных в этом стиле.

Кроме мастеров по созданию мечей и аксессуаров к ним, этой техникой со временем научились пользоваться и те кузнецы, которые выковывали посуду и другие предметы домашней утвари. В Марте 1893 во время своей лекции для Общества Любителей Искусства профессор Робертс-Остин Чендлер описывает один такой предмет, а точнее вазу, выполненную в стиле мокуме-гане и находящуюся в коллекции Британской королевской семьи.

…корпус вазы сделан из митсу-нагаши, (аналог мрамора), состоящего из чередующихся слоев шаки-до и красной меди

Из-за сложности производства, мокуме гане (mokume gane) никогда не была распространенной техникой, несмотря на то, что имеется множество предметов, выполненных в этом стиле. Некоторые из них были экспортированы в Европу и Северную Америку в конце 19 – начале 20 века.

Эти оригинальные ювелирные изделия привлекли внимание таких ученых как Робертс-Остин (о котором упоминалось выше), и Рафаэль Пампелли. Именно они были пионерами в описании техники на Английском в 1866 году.

Превосходные дамасские работы были созданы по принципу припаивания, одного поверх другого, листовых слоев из золота, шакдо, серебра, розовой меди и ски бу ичи1, затем все масса обрезалась и расскатывалась до тонкой прослойки при помощи конической развертки, что позволяло создать концентрические окружности и желоба в форме треугольника, которые все вместе образовывали параллельные, прямые или скрученные линии.

Пампелли описал технику как наложение слоев, сплавленных между собой. Его описание было популярно в 20 веке, несмотря на то, что западные мастера кузнечного дела едва ли могли воспроизвести что-то подобное. И только современный анализ предметов техники мокуме-гане позволил уточнить, что они создавались с помощью диффузионной сварки, а не сплавления. Едва ли с помощью простого припоя над предметом в дальнейшем можно произвести какие-либо манипуляции, необходимые для создания рисунка, требующегося для техники мокуме-гане. Это становится невозможным из-за абсолютной неэластичности припаянных металлов. Однако такие трудности не остановили западных умельцев, которые даже с техникой Пампелли ухитрились создать кое-какие предметы. Кроме того, в период с 19 по 20 век на Западе было не менее двух кузнецов, которые работали в стиле мокуме-гане. Они использовали уникальные исконно японские методы, техники и стиль.

Одним из них был Сер Альфред Гилбер, который использовал мокуме Гане (mokume gane) для создания центральной цепи, расположенной перед канцелярией Мэра города Престон, Ланкашир, Англия. Другим таким мастером стал Эдвард Мор, который в 1870-х являлся главным дизайнером у Л. Тиффани, известного своими светильниками из цветного стекла. Спустя некоторое время, в магазинах Тиффани появились работы, выполненные в технике мокуме-гане, среди которых были кофейники и другая кухонная утварь с металлическими ручками в стиле мокуме Гане (mokume gane).

Категория: Публикации и статьи про мокуме | Добавил: uniservice1 (2012-07-29)
Просмотров: 883 | Теги: гане, Gane, кольца, продажа, Производство, изготовление, мокуме, история, Mokume | Рейтинг: 5.0/2
Нравится