Главная » Статьи » Публикации и статьи про мокуме |
Мокуме гане (mokume gane) – это название техники обработки металла, изобретенной в Японии примерно 3-4 столетия назад. Этот способ заключается в составлении целостной композиции из двух или более разнородных металлов, которые накладывались друг на друга слоями, создавая в условиях термической обработки, однородный сплав. В традиции японской техники такой сплав достигался благодаря диффузионной сварке в угольных кузницах. Таким образом, разноцветные металлы при их сплаве разрезались и скручивались, создавая необыкновенные рисунки и узоры. Однако такая металлическая пластина считалась готовой, только после того как она окончательно выковывалась с использованием определенных производственных технологий. Этот способ сегодня особенно популярен при изготовленииоригинальных обручальных колец. Сам перевод понятия "мокуме гане” (mokume gane) означает «металлическая древесина сосны», потому что рисунки на металле визуально напоминают древесную фактуру. "Мокуме” в буквальном смысле слова означает «древесное око». Должно быть, это понятие использовалось, чтоб подчеркнуть сходство с древесным волокном. "Гане” переводится словом металл. Таким образом, буквально на русский все это понятие можно перевести как "Металлическая текстура древесины”. Перед тем, как начать процесс создания украшений, мастер должен выбрать металлы, различные по своим свойствам, наиболее важные из которых – ковкость и цвет. В выборе цвета важную роль играет не только естественный цвет металла, но также и те различные оттенки, которые могут появляться в результате применения химических веществ и/или накаливания. В зависимости от количества материала и того рисунка, который нужно в результате получить, листы металла по своей толщине могут варьироваться от сотых миллиметра до одного сантиметра. Все листы вырезаются одинаковой формы и затем тщательно очищаются от пыли, жира и (самое главное) оксидов. После плотного наложения всех пластин, металлическая заготовка нагревается до такой степени, что металлы вступают во взаимодействие друг с другом, образуя единый сплав. В зависимости от используемой техники, этот сплав может быть подвержен диффузионной сварке в твердом состоянии, переходном жидком состоянии или же каждый отдельный лист может пройти этап жидкой диффузной сварки, а уже затем быть присоединен к остальным металлическим пластинам. Перед тем, как нанести рисунок, пластины выковываются и привариваются друг к другу, образуя очень прочный сплав. Сам процесс создания украшенияили рисунка – ни что иное, как обнажение внутренних слоев металлических пластин, их извлечение на лицевую поверхность. Это может достигаться несколькими методами. Поверхность пластины может быть отчеканена резцом или фрезой, а затем выровнена долотом до определенной толщины, или же поверхность может остаться без изменений, такой, какой она стала после чеканки. Можно также проштемпелевать или отперфорировать одну из двух сторон получившейся металлической пластины, срезая напильником поверхность и обнажая, таким образом, нижние слои металла. Можно также выкручивать и изгибать верхние слои металлических пластин, параллельно выковывая их, обнажая, таким образом, самую последнюю пластину. Именно за счет многослойности пластины возникает так много возможностей в создании рисунка. В этом процессе происходит взаимодействие техники и искусства. Здесь возможность создать необыкновенный узор при изготовлении оригинальных обручальных колец ограничивается только лишь воображением мастера. | |
Просмотров: 1312
| Теги: |
Нравится |