Главная » Статьи » Публикации и статьи про мокуме |
В первой половине 20 столетия техника мокуме-гане была практически неизвестна на Западе. Только ученые и работники музеев, такие как Доктор Сирил Стэнли Смит, Герберт Майрон и немногие японские коллекционеры знали о существовании этого стиля. Даже в самой Японии, кажется, совсем забыли о мокуме Гане (mokume gane). На современном этапе развития, Япония потихоньку отодвигается от своих традиций, остается мало тех, кто действительно владеет теми или иными традиционными искусствами и техниками. Поэтому и мокуме Гане (mokume gane) могла быть практически полностью утеряна. Анализируя техники изготовления старинных мечей и их лезвий, выполненных из железа и цветных металлов, Доктор Смит привлек внимание ученых и мастеров Университета Южного Иллинойса в Карбондэле (SIUC). В начале 60-х, под началом профессора Л. Брента Кингтона была собрана группа выпускников университета, которые занялись исследованием и изучением металлических орнаментальных рисунков азиатской, исламской и европейской культуры. Найденные образцы доставлялись для анализа непосредственно исследователям и ученым. Конечно, после того, как были найдены некоторые экземпляры, снова возродились идеи воссоздания техники мокуме Гане (mokume gane). Было испробовано множество методов, начиная припоем, заканчивая погружением этого же припоя в жидкий металл. Но ничего приблизительно похожего на мокуме Гане (mokume gane) создано не было. Только посредствам тайных секретов от мастеров кузнечного дела и литературных описаний кузнечной сварки меди, ученые смогли разгадать секрет мокуме Гане (mokume gane). Как буквально выразился профессор Кингтон: "Меня осенило”. В 1970 году Хироко Сато Пиджановский и Джен Пиджановский (инструкторы и мастера кузнечного дела, изучающие традиционные японские техники), посетили Японию и своими глазами увидели коллекцию посуды мокуме гане (mokume gane). … мы присутствовали на годовщине "Выставки традиционных искусств” в универмаге Митсукоши в Токио. Там была представлена кружка в стиле мокуме Гане (mokume gane), созданная Гайокумейем Шиндо. Работа выполнена превосходно. Создается впечатление, что поверхность была так отполирована, что напоминает мрамор, без намека на физическое или техническое воздействие, или на припой цветных металлов с серебром. После этого визита, мокуме-гане заворожила нас, что стало следствием второй нашей поездки в Японию вместе с Норио Тамагава, опытным мастером макуме Гане (mokume gane). Затем Пиджановские вернулись в США, где начали выпускать публикации о проделанном ими исследовании в области мокуме Гане (mokume gane), распространяя, таким образом, и секреты самого ремесла. Все эти мероприятия, так или иначе, пробудили интерес общественности. Весной 1977 братья Пиджановские были приглашены в Университет Южного Иллинойса (SIUC) на лекцию, организованную художниками и мастерами ремесленных дел. Все они поделились своим опытом и знаниями в области традиционных японских техник по сплавам оттеночных патин и применяемых методов. Группа студентов из университета Карбондел высказала свои соображения по поводу способов применения кузнечного мастерства. Значительный вклад в изучение этого процесса внес студент Марвин Дженсен, который предположил, что металлическое изделие подвергалось компрессингу во время наложения слоев один на другой. Компрессорное устройство представляло собой два стальных листа шириной от одного до двух сантиметров, по периметру которых было просверлено от 4 до 6 дыр. В эти отверстия затем вставлялись болты. Сами листы цветных металлов вкладывались посередине такого устройства. В процессе наслаивания, пластины сжимались под воздействием пресса, и это было лучшим устройством, чем проволочное скрепление и сжатие листов, как это предлагали делать Тамагава и Пиджановские. Именно благодаря сильнейшему прессингу, время на подготовку прослоенных пластин значительно уменьшилось. Их больше не нужно было выравнивать, потому что все шероховатости разглаживались давлением одной пластины на другую. Эта инновация значительно упростила процесс и качество наслоения листов. Зимой 1982 года мастера ремесленного дела установили своеобразную мастерскую в Иллинойском университете (SIUC). На этой выставке проводились курсы по обучению техники мокуме Гане (mokume gane), таким образом, инструкторы решили распространить знания и методы этого стиля среди других мастеров кузнечного дела. После такого масштабного процесса исследований, распространения и печати огромного количества публикаций братьев Пиджановских и студенческой исследовательской группы, мокуме Гане (mokume gane) заинтересовались дизайнеры, производители ювелирных украшений, мастера ремесленного дела, да и вся общественность в целом. Стив Миджетт, золотых дел мастер, создал учебное видео, а также посвятил две книги стилю мокуме-гане, которые вызвали еще больший ажиотаж, интерес и понимание этой техники. Выпускник Иллинойского университета, Филипп Болдуин, заявил: "На сегодняшний день в США так много людей, работающих в стиле мокуме Гане (mokume gane), что, вероятно, их даже больше, чем их было за весь период существования Японии”. Метод наслоения, описанный Пиджановскими, ни что иное, как диффузионная сварка в жидкой фазе. После тщательного механического и химического очищения поверхности, металлические листы выкладываются друг на друга и помещаются между железными плитами, которые были покрыты определенным защитным составом, предотвращающим прилипание к нему вложенных листов во время процесса диффузии. Вся эта конструкция помещалась в кузничную печь и нагревалась до тех пор, пока вложенные металлы от раскаления не начинали взаимодействовать друг с другом. В этот момент некоторые листы разогревались до такой степени, что на их краях проступал жидкий металл. Тогда вся конструкция аккуратно изымалась из печи. Затем, пока сплавленные металлы еще не остыли, по внешним железным листам тихонько прохлопывалось деревянным молоточком. Благодаря таким манипуляциям увеличивалась прочность пластин, а также уменьшалась их толщина. В печатных изданиях (мы не берем в расчет те недавние и неудачные эксперименты с электрической печью для обжига, в качестве предмета для нагрева пластин) сказано, что в процессе наслоения металлических листов использовались каменный уголь, кокс, древесный уголь или газовая печь. Использование этих материалов предполагает наличие восстановительной атмосферы, без которой наслоение не завершится удачно. Именно потому, что такие публикации были предназначены для студийных мастеров, производственные методы накаливания, такие как регулируемая подача воздуха, не могли быть использованы. | |
Просмотров: 1496
| Теги: |
Нравится |